Участие адвоката в гражданских спорах
Само понятие медиации (лат. Mediare — быть посредником), как привлечение независимых лиц для разрешения споров, впервые появляется в нормативных документах начиная с Дигестов Юстиниана (530-533 н. э.), когда в римском праве признали посредничество как метод урегулирования конфликтов между двумя сторонами и для обозначения термина «посредник» римляне начали использовать слово «mediator», послужившее определению медиации. Хотя сама практика привлечения посредника в решении споров известна со времен Древней Греции.
Современное понимание институт медиации начинает приобретать при активном его применении в процессе урегулирования конфликтных ситуаций между владельцами предприятий и профсоюзами, новой формы общественных отношений формирующихся в США в первой половине XX столетия. Как раз с целью мирного разрешения постоянно повторяющихся споров в 1947 году создается Федеральная служба США по медиации и примирительным процедурам действующая до сегодняшнего дня.
Но характер отдельной правовой процедуры медиация приобретает только во второй половине 1970-х. А в 1981 году была опубликована, разработанная Роджером Фишером и Уильямом Юри, так называемая Гарвардская концепция, которая базируется на разделении интересов и позиции участвующих в споре и определяется термином «совместные действия», что подразумевает поиск компромисса и заключение соглашения в результате проводимых переговоров.
В своей работе я акцентируюсь на участии адвоката в качестве медиатора при разрешении юридических споров и основываясь на изучении института медиации проанализировать полученные знания и ответить на вопросы:
- Правомерно ли участие адвоката в процессе медиации;
- Имеет ли адвокат необходимые полномочия для обеспечения прав конфликтующих сторон;
- Актуально ли привлечение адвоката в подобных спорах.
Применение медиации в Российской Федерации регламентируется законом от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Закон устанавливает процедуру урегулирования юридических конфликтов на противовес судебному разбирательству при привлечении в роли посредника нейтрального лица — медиатора, способствующему мирному разрешению партнерских, семейных, трудовых и деловых споров и нормализации социальных отношений.
Взаимоотношения между клиентом и медиатором регулируются статьей №2 Федерального закона «О процедуре медиации» и подразумевает подписание медиативного соглашения, представленного в письменной форме и учитывающего взаимоустраивающие формулировки порядка проведения процедуры медиации.
Самый широкий спектр различных правовых отношений, имеющих место в гражданском обществе, охватывает область возможного использования института медиаторов, как арбитров в урегулировании различного рода конфликтов в экономической или предпринимательской сфере деятельности, а также сюда входят внутрисемейные и споры в трудовых правоотношениях. Законом разрешается применение процедуры медиации как до проведения судебного или административного разбирательства, так и после.
Претендент на роль медиатора должен устраивать обе стороны, которые, в случае нахождения консенсуса, согласно статей 15 и 16 Закона №193 имеют право выбора вариантов участия модератора в споре. Его деятельность может производится на профессиональной основе и в таком случае претендент обязан иметь высшее образование и дополнительно пройти специальные курсы по предмету медиации в установленном законом порядке. Кроме того, возраст профессионального медиатора должен быть не меньше 25 лет. В случае привлечения медиатора на непрофессиональной основе, претендовать на эту позицию могут все желающие старше 18 лет, не имеющие судимостей и медицинских противопоказаний.
Кроме того, не могут претендовать на должность медиатора лица занимающие государственные должности различной ранга, включая муниципальные службы, что регламентируется статьей 15 Закона №193.
Допускается создание объединений различных форм, предусмотренных соответствующим законодательством, для всех организаций и лиц осуществляющих свою деятельность в области оказания услуг медиации.
Применение альтернативных методов разрешения конфликтов в современной России заключается в законодательном регулировании выбора и самого участия медиатора в альтернативном разбирательстве спорных моментов. При разработке закона №193 «О процедуре медиации» в статье 2 были закреплены основные положения, раскрывающие принципы осуществления медиаторами своей деятельности. Обязательными условиями являются:
- Стороны спора заключают медиативное соглашение исключительно на добровольной основе.
- Недопустимость предпочтения точки зрения одной из сторон при рассмотрении спора.
- Медиация не может носить характер тяжбы.
- Медиатор обеспечивает полную конфиденциальность перипетий процедуры медиации.
- Стремление найти решение, которое удовлетворяет обе стороны.
Положительным итогом работы медиатора можно считать заключение мирного соглашения, полностью устраивающего обе конфликтующие стороны, в результате чего сохраняются или восстанавливаются отношения, имеющие место до начала конфликта. Например, если речь идет о разбирательствах в семейных отношениях, то таким результатом был бы отказ от процесса разрывания брака.
Права и обязанности адвоката и его статус, как независимого профессионального консультанта в области юриспруденции, закреплены в положениях Конституции РФ, ст. 48, а также закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Помимо этого, существующие «Правила профессиональной этики адвоката» прямо указывают на необходимость его содействия в примирении сторон конфликта, что является частью работы адвоката в процессе осуществления им деятельности по оказанию юридической помощи. В случае нарушения адвокатом данных обязательств наступает ответственность, вплоть до лишения лицензии на право дальнейшей деятельности.
Из вышеизложенного следует, что участие адвоката в процедуре медиации не противоречит его профессиональным обязанностям по предоставлению юридической помощи, что подтверждается законодательными нормами, закрепленными в законах регламентирующих деятельность в статусе адвоката, а значит он имеет право участвовать в процессе наблюдая за его протеканием в ранге представителя одного из участников конфликта или принимать самое непосредственное участие в попытке мирного урегулирования спора в качестве медиатора.
Ссылаясь на положения законов РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медитации)» и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» делаем выводы, что адвокат имеет право в процедуре медиации:
- Оказывать услуги по юридической оценке и надавать консультации кому-то из участников спора.
- Полностью представлять интересы своего клиента в процессе, включая право вести дискуссию от его имени и вносить предложения в пункты мирового соглашения.
- Исполнять обязанности медиатора, в случае консенсуса между сторонами.
В ведущих странах мира медиация, как альтернативный метод разрешения спорных вопросов в различных сферах правовых взаимоотношений, является чрезвычайно популярной, благодаря реальной возможности избежать значительных расходов на судебные тяжбы, гарантировать желаемую конфиденциальность процесса и значительно сократить время урегулирования спорных моментов. Что касается развития институтов медиации в России, несмотря на определенный прогресс в последние годы, большинство людей все еще не готовы к подобному способу разрешения своих конфликтов без суда. Это связано как с особенностями сложившихся правил поведения граждан в случае возникновения конфликтных ситуаций, так и в недостаточности популяризации медиации, как способа мирно разрешить проблему. До конца не завершена и законодательная поддержка.
Все же, хороший фундамент для развития медиации в России заложен, в том числе благодаря усилиям законодателей. Многое будет зависеть и от участия адвокатов в становлении института медиаторов, учитывая особенности функций посредника и их некоторое отличие от обычной адвокатской деятельности. От претендента на роль медиатора требуются знания в области психологии человека, чтобы найти необходимые точки соприкосновения между сторонами и мотивировать их к заключению взаимоустраивающего соглашения.