Адвокат Николай Васильевич Баснин
В жизни так порой бывает, что человек посвящает главному занятию всё время, а на увлечения и любимые занятия не остаётся ни минуты. У Николая Васильевича Баснина всё происходило наоборот.
Родился он в Иркутске в 1843 году в купеческой семье. Эго отец Баснин Василий Николаевич был очень известным и влиятельным человеком, меценатом и библиофилом, а также страстным коллекционером гравюр и рисунков известных художников. Два года, с 1850 по 1852, он был городским головой в Иркутске. Старший брат Николая, Иван Васильевич, став горным инженером, в последствие заведовал Амурской компанией по добыче золота, вёл её финансовые и юридические дела. С 1880 года он являлся членом Русского географического общества.
Вместе с братом получили достойное воспитание и неплохие начальные знания в пансионе Эннеса. А после его окончания с 1859 по 1863 год учился в Московском университете на юридическом факультете.
В 1864 году уехал за границу, прожил в Париже несколько лет. Там же он и женился. А ещё, увлекшись музыкой, брал уроки композиции у знаменитого Берлиоза.
В конце января 1876 года умирает его отец, после которого осталась замечательная коллекция художественных произведений, наследником которой он и стал. Дело всей жизни своего отца он продолжил, пополняя коллекцию год от года.
Но всё-таки профессия юриста для Николая Васильевича явилась определяющей. Став 11.10.1876 года присяжным поверенным Московской судебной палаты, он сразу же активно включился в работу. В 1877 году был защитником подсудимого Д. Массари, в громком судебном процессе по делу «Клуба червонных валетов».
Более тридцати лет Николай Васильевич сотрудничал с «Московским публичным и Румянцевским музеем». А когда возникли проблемы с передачей имущества коллекционера Н.С.Мосолова музею, вёл это дело. И оно было не последним, потому что в 1909 году из Румянцевского музея были похищены гравюры. Как адвокат, Н. В. Баснин с успехом раскрыл дело о краже.
Одновременно он занимается меценатством: участвовал в составлении каталога гравюр музея и передал в дар несколько работ из семейной коллекции. После Октябрьской революции их коллекция, состоящая из 14 000 гравюр, была национализирована и передана в Музей изящных искусств (теперь Государственный музей имени Пушкина). Прожив все годы в Москве, на Большой Молчановке, там и умер.