Значение "Сильной адвокатуры", как инструмента содействия становлению гражданского общества
Развитие гражданского общества немыслимо без инструмента защиты и контроля за соблюдением прав и свобод его граждан и чем активнее адвокатское сообщество будет трудиться над этими незыблемыми атрибутами гражданского общества, тем выше будет уровень его законности и благоприятнее почва для поступательного успешного развития. Такая связь закреплена в п. 1 ст. 3 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где указывается на особой роли, возлагаемой на адвокатуру, в сфере соблюдении правосудия и законности для развития гражданского общества, основополагающие свободы и права членов которого гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Институт адвокатуры - неотъемлемая часть гражданского общества, потому как, пользуясь таким инструментом, правовое государство способно реализовать обеспечение своим гражданам соблюдение прав и свобод. Поэтому невозможно рассматривать развитие гражданского общества без тесной связи с улучшением в области оказания необходимой юридической помощи всем членам общества, независимо от их статуса. В данной работе акцент поставлен на взаимоотношениях адвокатуры и гражданского общества, в контексте их взаимозависимости.
В упоминающемся выше Законе №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» четко обозначен статус адвокатуры как института гражданского общества, а не какой-либо части механизма государственной власти. Кроме того, адвокатура не должна считаться политической организацией. Поэтому государство не имеет никакого влияния на проведение правозащитной деятельности и полная неподконтрольность адвокатуры есть основополагающим фактором существования гражданского общества.
Но, к сожалению, развитие Российской Федерации как правового государства, что подразумевает усиление роли гражданского общества, многими воспринимается как слабость государственных институтов. Такое положение вещей, безусловно, мешает движению вперед, к признанию приоритета прав отдельных граждан над интересами государства, а не наоборот. Хотелось бы обозначить тир основных препятствия, стоящих на пути развития гражданского общества, которое в нашей стране находится только на этапе формирования:
Нежелание или неготовность социума к кардинальным переменам. Идеология доминирования государства над личностью была основой самого существования Советского государства, когда на протяжении 70 лет внушалось, что человек, это только винтик в государственной системе, роль которого лишь исполнять возложенные на него функции. Патернализм стал частью общественного мышления, для изменения которого не прошло достаточно времени.
Недостаточный уровень доверия граждан к ведущим политикам и, как следствие, тотальное недоверие к каким бы то ни было реформам, проводимым в стране.
Неполное правовое и законодательное обеспечение, которое бы могло гарантировать невмешательство государства, в лице недобросовестных чиновников, в деятельность правозащитных институтов, основных атрибутов гражданского общества.
И тут на первый план выходит способность адвокатуры, как абсолютно независимого органа, стать на защиту основополагающих прав граждан в условиях, когда отмечается значительный их правовой нигилизм в области предоставления услуг юридического характера. К сожалению, в общественном мнении, не сложилось пока образа адвоката, как защитника от беззакония и попрания прав граждан, а также государственных прав, в случае их нарушения. Существующие в обществе стереотипы об адвокате, как о неком негативном персонаже, который за денежное вознаграждение пытается спасти преступника от заслуженного наказания, а не установить справедливость, основанную на законе, требует немедленного изменения. И чем быстрее это произойдет, тем динамичнее будет развиваться институт сильной адвокатуры, что определенно повлечет становление гражданского общества.
Какая роль государства в регулировании и контроле за проведением адвокатской деятельности, как нельзя лучше сформулировал доктор юридических наук, известный российский адвокат, Кучерена Анатолий Григорьевич, который отмечает границы вмешательства органов государства в проведение адвокатурой ее деятельности, только как определения порядка такой деятельности, во всем остальном любые попытки воздействия неприпустимы и все должно регулироваться «внутрикорпоративными правилами и стандартами - кодексами адвокатской этики». Только так возможно получить стабильное развитие гражданского общества и разграничить область деятельности государственного механизма и правозащитных организаций и институтов. Многое будет зависеть и от внутрикорпоративных процессов, происходящих в адвокатской среде, которая требует значительного обновления своих кадров, с целью улучшения качественного состава своих членов. Только квалифицированные и высокопрофессиональные адвокаты способны помочь гражданскому обществу окончательно сформироваться.
Суммируя все вышесказанное, следует сказать, что в Российской Федерации, такой институт как адвокатура, в современном его понимании, существует со времени принятия закона регулирующего ее деятельность в 2002 году. С тех пор много сделано, но сделано недостаточно и здесь важным есть изменение отношения граждан к институтам гражданского общества, включая адвокатуру. Для преодоления правового нигилизма граждан необходима просветительская кампания, поддерживаемая государством, и тогда адвокатура сможет по-настоящему исполнять свое главную функцию, определенную законом, по обеспечению защиты правопорядка и исполнения законов, а это повлечет за собой дальнейшее развитие самодостаточного гражданского общества, необходимой составляющей правового государства.